0.00
0 читателей, 4 топика

Экспедиция к шаманам Тывы (часть2)


При подходе к долине реки Алаш мы всегда останавливаемся на перевале Хону‑Арт. Там находится обаа — груда камней, место для проведения обряда подношения пищи духам местности. Там обитает самый сильный дух — сатпак. С Хону‑Арт уже видна вершина священной Бай‑Тайги и слабые очертания черной дыры — воронки, уходящей в небо. Только после обряда освящения обаа мы приезжаем к месту проведения основного ритуала, связанного с благословением священной Бай‑Тайги. Во время обряда — сан‑салыр — мы подносим белую пищу, сжигая ее на огне. Обряд заканчивается всеобщим праздником с песнями, танцами, национальными играми — борьбой хуреш и конными скачками. Все получают хороший заряд энергии, очищаются от негативных последствий стрессов и пережитых проблем, а также исцеляются от всех болезней.
Этот обряд связан с пятью элементами, из которых состоит физическое тело человека — огнем, водой, воздухом, землей и пространством. Таким образом, он создает гармоничное взаимодействие тела с окружающей средой, так же состоящей из тех же самых элементов. Человек получает мощный толчок для самовосстановления и самоочищения от негативной энергии, возникающей из‑за разрушительной деятельности самого человека.
 Священная гора Бай‑Тайга является уникальным местом на планете, которое мы должны использовать для укрепления связи человека с природой, а также для предотвращения процессов глобального потепления и загрязнения окружающей среды.
 
Более подробную информацию о сакральных местах Центральной Азии (Хакасия, Тыва, Алтай, Бурятия) можно найти в книге руководителя экспедиций Оларда Диксона «Шаманскими тропами» (изд. «Велигор», Москва, 2007).
СОВРЕМЕННЫЙ ШАМАНИЗМ В ТУВЕ И ХАКАСИИ
 
Республика Тува на сегодняшний день является центром шаманизма в России. Это единственный регион, где шаманские традиции не прерывались, поскольку Тыва вошла в состав СССР только в 1944 г., частично избежав известного постановления «О борьбе с ламами и шаманами на Дальнем Востоке». Многие шаманы Тувы были репрессированы, но часть из них не прерывали своей шаманской практики, продолжая передавать свои знания последователям.  Тува — это настоящая Мекка для этнологов,  шамановедов, исследователей паранормальных способностей человека.
В 1993 году в Кызыле (столица Тувы) состоялся Первый съезд шаманов и шамановедов, прошедший благодаря усилиям доктора исторический наук М.Б. Кенин-Лопсана, ставшего в последствии пожизненным президентом тувинских шаманов и получившим почетное звание «Живое сокровище шаманизма».  В том же году М.Б. Кенин-Лопсаном была создана первая религиозная организация тувинских шаманов, получившая название «Дунгур» («Бубен»). В последствии были организованы и другие общества шаманов и шаманские клиники: «Тос-Дээр» («Девять Небес»), «Адыг-Ээрен» («Дух Медведя»), «Уш-Моорук» («Три хребта») и др. Все эти организации продолжают существовать поныне. Помимо «организованного» шаманства есть и шаманы, которые не входят ни в одно из объединений, занимаясь частной практикой, преимущественно  – целительством.
Тува является труднодоступным регионом. Русское население практически отсутствует. Шаманизм в Туве является республиканской религией наравне с буддизмом (тибетское направление буддизма, преимущественно — гелугпа). На данный момент шаманизм как религиозная система верований признан только в Туве.

Несколько иная картина сложилась в соседней с Тувой Республике Хакасии. Хакасия вошла в состав царской России более 300 лет назад. На местные формы шаманизма оказало сильное давление православная церковь со стороны казачества. В 30-е годы XX в. традиция была прервана и сейчас существует в реконструированном виде. Зарегистрированных шаманских организаций в Хакасии нет. Действуют отдельные шаманы, некоторые из которых получили посвящение в Туве.
Тем не менее, Хакасия  – очень интересный для исследования шаманской культуры регион. Там сохранилось огромное количество культовых памятников под открытым небом (около 3000), наиболее значимыми из которых являются стелы Окуневской культуры.  Так же представляет огромный интерес древние святилища –  гора Онло (гряда Сундуки), Кошкулакская пещера (пещера Черного Дьявола), Салбыкский курган (долина Царей) и многие другие.
 
4 февраля 2010
Олард Диксон
 
 Проведенные экспедиции:
 
2003 г. — «Шаманы и шаманизм Центральной Азии». Хакасия — Тыва;
2005 г.  — «Шаманский фольклор». Хакасия — Тыва;
2006 г. — «Шаманское целительство». Хакасия — Тыва;
2007 г. — «Шаманизм древних саами». Лапландия — Соловецкие о-ва — Архипелаг Кузова;
2008 г. — «Карты путешествия души шамана». Хакасия — Тыва.


Руководитель экспедиций — Олард Эльвиль Диксон, посвященный шаман, автор более 20 книг о традиционной культуре Сибири и Крайнего Севера, руководитель Общества исследователей протокультуры «Мезосознание альфа» (г. Москва), действительный член Организации тувинских шаманов Республики Тыва РФ «Дунгур» (г. Кызыл), инициатор Объединения шаманских кланов Ворона и Малого Лебедя «Хохорэй-Кутх» (Москва — Ямал).
Соруководитель экспедиции — Шончалай Ховенмей (Хакасия, Тува) — преподаватель северного танца и психоэнергетических комплексов.
 
Целью проводимых экспедиции по сакральным местам Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, является изучение шаманизма, сбор шаманского фольклора, паломничество по местам Силы, общение с традиционными шаманами.
 

 
 
По вопросам участия в экспедиции с 22.06 по 4.07 обращайтесь:
Tigelclub@mail.ru
8-916-151-06-72 в будни c 12 до 18ч, в остальное время и при недозвоне смс
 
 
 
 
 
 

Приглашаем в экспедицию к шаманам Тывы с 21 июня по 3 июля (часть1)


Общество исследователей протокультуры
«Мезосознание альфа»
приглашает в этнографическую экспедицию
по изучению шаманизма Центральной Азии:
Хакасия-Тува (июнь-июль 2011)



 
 
 
Этнографическая экспедиция 2011
 «Священная земля и родовые традиции  шаманов»
(ориентировочно: вылет из Москвы 22 июня, обратно 4 июля)
 

 
Хакасия
1 день. Приезд группы в пос. Шира (северная Хакасия). Размещение в гостинице при  артели старателей «Унгур». Курганы Ширинского района.
2 день. Отъезд из Шира и прибытие к святилищу «Пещера Кошкулак». Ночевка у подножия горы в палатке (возможны изменения — пещера Пик Пандоры, грот Археологический, в этом случае данный раздел займет два дня).
3 день. Прибытие на святилище «Четвертый Сундук».  Пятый Сундук — грот «Двух Змей»; Четвертый Сундук — петроглиф сцена посвящения в шаманы. Ночевка на привале, для желающих — встреча Солнца на Пятом Сундуке.
4 день. Прибытие на святилище «Первый Сундук». Отъезд в г. Абакан.
 
Тува
5 день. Отъезд из Абакана в Кызыл. Посещение географического Центра Азии, обряд на р. Енисее. Размещение в юрте шамана.
6 день. День в Кызыле. Краеведческий музей им. 60-ти богатырей, шаманская атрибутика в центрах «Ольчей» и др.
7 день. Отъезд в г. Ак-Довурак. Цель — Барун-Хемчикский район (Западная Тува). Посещение святых мест: обаа на перевале Теректиг-Арт, Дырявая скала Уттуг-хая, наскальные рисунки Бижиктиг-хая, освящение духа каменного изваяния Чингис-Хан.
8 день. Выезд в долину р. Алаш. Поклонение духам местности на источнике Кара-Суг-Бажи.Обаа на перевале Обаалыг-Арт (Хону-Арт).
9 день. Долина р. Алаш. Посещение целебного источника Кок-Даш – Синий Камень.
10 день. Обряд освящения  Дерева-Шаман. Выезд в г. Ак-Довурак. Приезд в г. Кызыл. Кундустуг, гора Догээ.
11 день. Отъезд в г Абакан. Древнее захоронение шаманов, обрядовый столб для проведения  праздника «Чыл Пазы», краеведческий музей, аллея идолов, круг идолов.
12 день. Минусинский краеведческий музей – крупнейшее в Сибири собрание каменных идолов. Отъезд в Москву.
 
В программе возможны изменения из-за погодных условий и других факторов, связанных с условиями проходимости, дорог и местной спецификой!!!
Условия – походные, местами – сложные, иногда — экстремальные!!!
 В июне в тайге много клещей. Рекомендуется сделать прививку от энцефалита!!! http://vg-news.ru/news-v-khakasii-200-cheloveka-postradali-ot-kleshchei
За месяц до экспедиции проводится сбор всех потенциальных участников для подробного инструктажа, после чего происходит покупка билетов на поезд или самолет (выбор по желанию).
Заявка на участие может быть отклонена без объяснения причин!!!
Читайте внимательно!!!
 
ПРОЕЗД, ПРОЖИВАНИЕ, ПИТАНИЕ И ПР.
 
Группа отправляется из Москвы (возможно присоединение участников из других городов на участках Транссибирской магистрали, в поселке Шира или в г. Абакане).
 
Проезд:
Поезд Москва — Абакан (3,5 суток)  или самолет Москва — Владивосток (в Абакане — дозаправка) (4,5 часов);
Стоимость проезда туда и обратно (ориентировочно):
самолет – 16 000 – 20 000 руб.
поезд (купе) –17 000 руб.
поезд (плацкарт) – 10 000 руб.
Перемещение по региону осуществляется на машинах, где-то — пешком (незначительные расстояния). Выезд из Абакана в Туву — также на машинах через Западный Саян (6 часов).
 
Проживание:
В Абакане: частный сектор или гостиница;
В п. Шира: Артель старателей «Сибирь»;
В Кызыле: в юрте одного из старейших шаманов Тувы.
Полевая работа: частный сектор, под открытым небом или в палатках.
 
Сбор за участия в экспедиции (иметь на инструктаже) – 20 000 руб.
Проживание, питание, участие в камланиях, машины, переезд Абакан — Кызыл – Абакан (иметь с собой)    — 20 000 руб.
 
ШАМАНСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ХАКАСИИ И ТУВЫ
(по материалам путеводителей Оларда Диксона
«Шаманскими тропами» и «По земле древних шаманов»)
 
Хакасия и Тыва по насыщенности памятников древней культуры -  более 50 тыс., и плотности их расположения признаны настоящими музеями под открытым небом, Меккой археологов и шаманов.
 
ХАКАСИЯ
 

Большой Салбыкский курган располагается на севере Уйбатской степи и относится к IV веку до н.э. Первоначальная высота кургана достигала 25-27 м, с окружностью около 500 м (сейчас высота кургана 10-11 м). Земляную насыпь окружают каменные плиты по 30-50 тонн, испещренные различными изображениями — петроглифами. Внутри каменной ограды, сравнимой с известным Стоунхенджем, некогда находился деревянный склеп в виде пирамиды, в котором был погребен правитель динлинов (древний народ, проживавший на территории Хакасии – Древнего Хонгорая). Поэтому Салбык принято называть Долиной Царей Динлин-го.
О Салбыкском кургане и предваряющих его Вратах ходят многочисленные легенды о нападении потревоженных духов на туристов, ступивших на священную землю без обряда очищения. Сам хакасы обходят это место стороной после произведенных здесь в середине 1950-х гг. раскопок, во время которых были разгневаны духи-охранители покоя царя. Но шаманы нередко посещают Салбык, проводя на кургане и Вратах обряды, моленья и медитации.

Хакасский республиканский краеведческий музей г. Абакана включает экспонаты по археологии и этнографии и имеет 50-тысячный фонд. Особо примечательны многочисленные каменные изваяния шаманской культуры, так называемые окуневские стелы, собранные по всей Хакасии. На первом этаже музея они образуют круг, внутрь которого не рекомендуют заходить (детям — нельзя) из-за огромной давящей силы, исходящей от каменных исполинов. Так же интерес вызывают памятники неолитической культуры, располагающиеся под открытым небом у музея, которые образуют аллею. Стелы обслуживаются шаманами, а простые люди приходят к ним за покровительством и для лечения, обмазывая рты древних божеств маслом.
Музей включает многочисленные изделия из ранней бронзы, керамики, образцы шаманской атрибутики и одежды. Экспозиция объединяет предметы материальной культуры многих племен и народов, в разное время населявших Алтае-Саянское нагорье и Южно-Сибирскую котловину, показывает культурный обмен между ними и их соседями из Тувы, Монголии, Китая и даже Средней Азии.

Кошкулакская пещера находится в Ширинском районе близ с. Топаново. Глубина пещеры — 40 м, протяженность — более 700 м. Это древнейшее культовое место, где раньше совершались жертвоприношения, даже человеческие. Местные жители называют пещеру — Ах-Чул (Белая пещера), но больше она известна как пещера Черного Дьявола. Об этой пещере ходит много слухов и легенд, повествующих о духе шамана, который охраняет особое место — колодец, ведущий на нижний ярус. Считается, что дух шамана ищет возможность вселиться в человека, чтобы передать ему великую целительную силу, но человек при этом станет  пожирателем душ других людей.
Вход в пещеру и первый ярус неоднократно исследовался, но колодец, где по легенде покоится некий источник силы и могущества, остался малоизученным, неизвестна даже его протяженность. Некоторые считают, что где-то в гротах Ах-Чула спрятано золото атамана Соловьева.
Одни обходят Кошкулак стороной, другие считают его святыней, обладающей целебной силой, способной дать исцеление от бесплодия. Кошкулакскую пещеру не рекомендуют посещать неподготовленному человеку; хранителя пещеры неоднократно видели, как местные жители, так и ученые-исследователи.


Хуртуях тас — это каменное изваяние старой беременной женщины, которую называют шаманской Матерью-Богородицей. В 2003 году Хуртуях тас была перевезена из Хакасского краеведческого музея и установлена на исконном месте близ села Ворошилово. Вокруг было воздвигнуто ограждение, возведена юрта. Это место поклонения и прошения о благополучии назвали Музеем одного камня под открытым небом. 
К Хуртуях тас издревле приходили на молебен женщины, не имевшие детей. Даже во времена советской власти рот каменной бабы был всегда обильно смазан жиром и маслом. Сейчас на Хуртуях тас возлагают надежды, что она будет способствовать увеличению численности хакасов и даст им свое покровительство. В духе бабы заключена сила предков, будущее процветание народа.

Святилище Сундуки расположено в Ширинском районе. Оно представляет собой девять гор, по одной из которых назван весь комплекс. Первый Сундук, или гора Онло (Обзорная скала) — это древняя обсерватория для вычислений будущих затмений. Считается, что на Первом Сундуке даже обычный человек становится целителем. Согласно легендам, на ее вершине, где имеется скальный останец прямоугольной формы (отсюда и название), великаны спрятали золото. На Четвертом Сундуке имеются древние петроглифы, показывающие обряд посвящения в шаманы, на Пятом Сундуке есть специальное углубление, где раньше проводили ночь шаманы, чтобы получить видение.
 
ТЫВА
 

Краеведческий музей им. 60-ти богатырей расположен в географическом Центре Азии, в городе Кызыле. Музей славится, прежде всего, своей шаманской экспозицией — одежда, бубны, вместилища духов, каменные изваяния и т.д. Имеется зал, посвященный тибетской школе буддийской живописи — танка. Во дворе старого помещения музея стоит избушка, где ведет прием пожизненный президент тувинских шаманов, обладатель звания Живое сокровище шаманизма, доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан.

Религиозная организация тувинских шаманов «Дунгур» («Бубен») — это небольшой деревянный дом в г. Кызыле, куда непременно заходят гости Тывы. Здесь ведут прием шаманы, здесь можно очистить душу, узнать свое будущее, поправить здоровье и обрести нужный совет. По договоренности, можно выехать вместе с шаманами на места силы, посетить многочисленные целебные источники — аржааны, поклониться святым местам.

Гора Хайыракан (Медвежья гора) находится в двух часах езды от г. Кызыла, недалеко от г. Шагонар. Это одна из главных святынь тувинского народа, как шаманистов, так и буддистов. 21 сентября 1992 года Хайыракан освятил Далай Лама IV. Считается, что Хайыракан дает силу тому, кто приходит с открытым сердцем, а так же может дать исцеление, кому это нужно. Сейчас у подножия горы шаманы совершают свои обряды, а ламы — свои.

Кара-Суг   — это знаменитый аржаан (источник) в Чаа-Хольском кожууне, несущий в своих водах целебную силу. Считается, что духи Кара-Суга лечат кости и суставы. С середины лета рядом с аржааном устраивается целый лагерь из паломников, которые обмываются его целебной водой, пьют воду из источника, очищают свою душу. Кара-Суг — это красивейшее место Тывы. Подход к аржаану увешан чалама (ленточками для духов местности), рядом стоит огромное изваяние Будды Шакьямуни. Сюда приезжают шаманы и буддисты, для проведения обрядов.

На юго-востоке Тывы, совсем рядом с монгольской границей в Эрзинском кожууне возвышается гора Кежегелыг (Косица) — одно из самых сакральных мест, где по поверьям сбываются мечты. Гора представляет собой каменную чашу внутрь которой ведет узкий лаз. На дне чаши находятся жертвенники и символические изображения того, о чем человек мечтает, что хочет получить от духа горы. Здесь шаманы проводят обряды, совершают прошения о благополучии.
 
ТАЙНА ГОРЫ БАЙ‑ТАЙГА
Рассказывает тувинский шаман ЧочагарКес-Кам
 
Я происхожу из рода Кужугет. Эту легенду передали мои предки, жившие в долине верхнего и среднего течения реки Алаш.
На вершине священной горы Бай‑Тайга, что находится в Западной Туве на территории Барун‑Хемчикского района, часто бывают снежные бури, крутящиеся в виде воронки. Многие считают, что это большая черная дыра, выходящая за пределы Земли. В любое время года гора находится в объятиях облаков и туманов, ясная погода бывает очень редко. На вершине покоятся круглые гранитные камни красноватого цвета. Такими же камнями засыпана и вся долина реки Алаш. Видимо, эти камни лежат здесь уже миллионы лет; ветер, вода, дождь и снег отшлифовали их так, что они стали абсолютно круглыми и гладкими.
Старики говорят, что до сих пор никто не смог подняться на вершину Бай‑Тайги. Как только кто-то приближался к ней, неведомая сила отрывала его от земли. Из‑за страха человек убегал от этой силы, спускаясь вниз, или даже исчезал бесследно. Поэтому люди боялись подниматься на гору и совершали моления в честь священной Бай‑Тайги.
У подножия самой высокой вершины Бай‑Тайги, под отвесными скалами, есть Зеленное озеро — Ногаан‑Холь. Вода в нем странным образом течет по горе снизу вверх. Возможно, это происходит из‑за мощного потока воздуха, стремящегося в верхние слои атмосферы, при очень низком давлении. С давних пор мои предки посещали озеро Нагаан‑Холь как целебный источник. Оно считалось таинственным местом Силы, наделенным особой энергетикой.

Есть и другая легенда‑быль. Тува и Монголия в течение 150 лет находились под игом Китайской империи. В 1911 г. монголы и тувинцы объединились и разгромили китайские войска. Это сражение получило название Кобдинской битвы. Во время нее особой отвагой и бесстрашием отличились тувинцы‑добровольцы. Это заметил Его Святейшество Богдо‑Кегээн VIII Джецун Дамба Ринпоче — духовный и светский глава Монголии. Он решил, что тувинцам помогает какая‑то таинственная Сила, что за ними стоит незримая защита. Чтобы выяснить природу этой Силы, в начале XX века он посетил Туву. Его внимание привлекла священная гора Бай‑Тайга. Во время проведения обряда освящения этой горы ему явился могущественный хозяин — дух Бай‑Тайги в виде огромной воронки (черной дыры), соединяющей вершину горы с космосом. Его Святейшеству ничего не оставалось, как только поклониться этой Силе. Он сказал, что Бай‑Тайга — это одно из самых редчайших мест на земле. Огромная воронка, крутящаяся на вершине вокруг своей оси, как‑бы высасывает негативную энергию планеты. С тех пор буддийские ламы каждый год проводят обряд освящения Бай‑Тайги. Считается, что Бай‑Тайга является местом основания буддийской веры в Туве, ее сердцевиной. Так было завещано Его Святейшеством Богдо‑Кегээном VIII Джецун Дамба Ринпоче.
Во время «Перестройки», когда в Туве начала возрождаться духовность, мои предки, начиная с 1992 года, вновь стали проводить обряды освящения святых мест, в том числе совершать поклонения святой Бай‑Тайге. Эта гора связана с небесами Хаан‑Тенгер Хайыракан. Мои предки знали, что стоит человеку только поклониться этой священной горе, и он тут же получит благосклонность великого духа, очиститься от негативной энергии и исцелится от всех болезней.
С детских лет я вместе с родителями каждый год приезжаю на родину предков, чтобы принять участие в обряде освящения Бай‑Тайги. В начале освящается огромная лиственница — Бай‑Дыт — Дерево Богатства, что стоит в местечке Калбак‑Доргун. Затем, проводится обряд у Дерева‑Шаман — Хам‑Дыт на берегу реки Алаш. Возраст Хам‑Дыт составляет примерно 400 ‑ 500 лет, толщина его достигает трех человеческих обхватов. В прошлом, этого гиганта освящали такие великие шаманы как Кужугет Шокар‑Хам, Кужугет Кес‑Хам, Ооржак Шокар‑Хам и другие. Помимо этого, мы освящаем целебный источник — аржаан в местности Кок‑Даш. На обряд собираются все родственники.(продолжение следует)
По вопросам участия в экспедиции с 22.06 по 4.07 обращайтесь:
Tigelclub@mail.ru
8-916-151-06-72 в будни c 12 до 18ч, в остальное время и при недозвоне смс